04.03.2020

Как выбрать велорюкзак

Рюкзаки - необходимая вещь для любителей велосипедных путешествий. Они отличаются такими преимуществами, как вместительность, износостойкость и конструктивная предназначенность для велосипедных перемещений. Последний фактор обусловливает удобство пользования. Если у вас появился повод для покупки велорюкзака, следует получше разобраться в их разновидностях.

В основном они делятся на одно- и многообъемные. Среди последних особо популярны трехобъемные модели, которые отличаются удобной конструкцией и предоставляют возможность качественного размещения разных вещей. Они сконструированы таким образом, чтобы максимально удобно было не только перевозить вещи, но и извлекать их оттуда при необходимости.

Подробное описание всех этих конструкций вы найдете в этой статье. А также преимущества и недостатки каждого вида. Прочитав статью полностью, вы получите полезную информацию и советы по выбору. И будете знать важные для вас критерии. Информация подана очень подробно, в полном объеме. Читать статью интересно, написана она легко и с юмором.


Типы велотуристских рюкзаков.

Велотуристские рюкзаки можно разделить на две основные группы: однообъемные и многообъемные. Если вы полагаете, что в однообъемный рюкзак можно положить мало вещей, а многообъемный - много, то вы уже впали в заблуждение. Разница заключается как раз не в этом! Многообъемный рюкзак может быть разделен перегородками, или вовсе состоять из 2-3 отдельных элементов. Как правило, это один "чемодан" и две боковых сумки. В то же время, однообъемный рюкзак - един и неделим. В чем разница между двумя типами рюкзаков? Какой из них лучше? Отвечу прямо: и тот, и другой "лучше". Просто у одного одни достоинства, а у другого - другие. Ваш выбор будет полностью зависеть от того, в каком стиле вы катаетесь.

Классический однообъемный рюкзак (рюкзак "штаны") - спутник классического же велотуриста. Того самого, который пересекает с ним горы и болота, ездит по тропам и грунтовым дорожкам. Этот отважный человек часто днями не выезжает к магазинам, а иногда меняется с велосипедом ролями. То есть не велотурист едет на велосипеде, а велосипед на велотуристе. Где в это время находится рюкзак? Угадали! Рюкзак находится на спине. Передвигаться на спине велотуриста - прерогатива "однообъемника". На большинстве моделей стоят специальные лямки, а его форма позволяет носить его более-менее удобно. Кроме этого, в однообъемный рюкзак можно положить что-нибудь большое, вернее длинное: например, палатку. Многие модели палаток влезают в однообъемный рюкзак вертикально, а вот в трехсекционный - нет! Итак, на лицо имеем два основных достоинства однообъемника: габариты и удобство переноски.

Многосекционные (самые распространенные - трех-) рюкзаки тоже имеют свои достоинства. Конечно, переносить их на спине - врагу не пожелаешь. С другой стороны, вместо одного объема у вас - три, и в каждый - свой отдельный вход. Чтобы достать что-то нужное, но лежащее на дне, вовсе необязательно перелопачивать весь рюкзак. Достаточно открыть соответствующую сумку и "золотой ключик - ваш". Второе достоинство такого рюкзака - дискретность. Представьте себе, что вы едете не в поход, а просто на пикник. Понятно, что заполнить вещами 80-ти литровый рюкзак будет проблемно. Если у вас однообъемник - вы поедете с не заполненным рюкзаком, а это не очень красиво, да и не удобно - набитый рюкзак лучше держится "в седле", то есть, на багажнике. Если у вас рюкзак многосекционный, то вы можете просто не брать с собой ту или иную секцию!

Так какой же рюкзак покупать? Ответ простой: такой, который больше подходит вам по стилю катания, или больше нравится! Если вы сторонник катания по "пампасам" - вам нужен только однообъемник. Если для вас велосипед - средство передвижения по "европам" - тогда у вас есть выбор, можете взять либо тот, либо другой.

вело

Однообъемный рюкзак - каким он должен быть?

Итак, как же должен звучать однообъемный рюкзак?

Однообъемный рюкзак должен иметь один единый и неделимый объем состоящий из двух "штанин" и верхней части. Спереди (по ходу движения байка) на рюкзаке должен быть подзор под ногу, крутящую педали, а сзади на каждой штанине должно быть по объемному карману. Если объемные карманы есть и на боковой поверхности рюкзака-штанов - это велорюкзак спетый фальшиво. Почему? А потому, что размер рюкзака по ширине определяется параметром "дверь" - вы должны проходить в дверь, не снося косяки. Кроме этого, при движении по пересеченной местности боковые поверхности должны быть гладкими. Поедете по тропе, упретесь на полном ходу в сук поваленного дерева объемным боковым карманом - на собственной шкуре прочувствуете, на сколько он вам нужен. Еще такой карман помогает перемалывать хорошие вещи. Положили вы в боковой кармашек баночку с витаминами, задели им за дерево или косяк двери - и только треск стоит. Особенно приятно раздавить в походе чашку! Но да не о том речь - речь о том, что если есть объемные боковые карманы, то это ошибка производителя: либо занижена общая ширина велорюкзака, либо эти карманы будут торчать самым неудобным образом.

Вот задний объемный карман - нужен весьма! Задний карман должен быть высоким, дабы вставала туда полуторалитровая бутылка с водой. Это размер "проверенный временем".

Верхняя частьрюкзака может быть на молнии или с плавающим клапаном. Вариант с молнией приятен внешне. Вариант с клапаном более гибок в плане объема. Мало ли на какую высоту может "уплыть" этот самый плавающий клапан, создавая дополнительный объем? С другой стороны, клапан - есть клапан, и ничто клапанное ему не чуждо. К его явным недостаткам можно отнести печальный внешний вид, а также невозможность положить в него, что-то, что нельзя мять. Например, карту. Возить набор карт и другую вспомогательную литературу вверху рюкзака очень удобно, если рюкзак на молнии. В этом случае его верх плоский, и на этот самый плоский верх ставятся карманы: плоский под карты и объемный под всякую мелочь (ложки - кружки). А поверх всех этих карманов можно поставить резинки, под которые прямо на ходу можно что-то засунуть. У вариантов с молнией тоже есть проблема: молния может ломаться. Поэтому при покупке рюкзака на молнии обратите особе внимание на ее качество.

Кроме карманов должны быть предусмотрены лямки для переноски рюкзака на спине. Они бывают съемные, что не обязательно, и несъемные, которые при помощи пряжки подтягиваются, и не мешают при езде.

Из полезных "наворотов" можно выделить подвески для топоров и насосов на боковой стороне рюкзака. Вы спросите: как же так, объемный карман на боку нельзя, а подвеску можно? Да, подвеску можно, так как перед прохождением лесного участка с подвески можно снять то, что на нее повесили, а вот внешний карман снять вряд ли удастся. Разве что отпороть. Зато в случаях, когда ширина дороги позволяет, подвеска очень удобна, и позволяет экономить место внутри.

Велотурист в отличие от, скажем, горнопешехода, довольно много ездит по дорогам. В этой связи, не лишними на рюкзаке будут светоотражающие полосы и яркие вставки. Напомню, велотуристов погибших под лавиной, история велотуризма не знает, а вот задавленные на дороге - бывают. Забывать о безопасности нельзя!

Однообъемный рюкзак крепится на багажнике велосипеда одной петелькой - к передней поперечной перекладине багажника, или за раму, в районе подседельного штыря. Удобно иметь две петельки: переднюю и заднюю. Задняя, которая цепляется за самый конец багажника, предотвращает скатывание рюкзака вперед. Когда на затяжном спуске с кочками рюкзак сползает вперед, то ноги начинают за него задевать, что неприятно. Заднее крепление помогает предотвратить такой ход событий. "Ноги" однообъемника не крепятся к багажнику, а держатся сами по себе. Если не держатся - значит, вы неправильно пакуете рюкзак. Но если вы ярый сторонник неправильной паковки рюкзака и не желаете паковать его правильно - крепите рюкзак к багажнику эспандером. Все до единой системы крепления с внутренней стороны рюкзака - это от лукавого. Имея эти крепления, вы будете обречены ими пользоваться, в противном случае они будут попадать вам в спицы.

вело

Многосекционные рюкзаки.

Этот тип велорюкзаковнаходит широкое применение у сторонников простых поездок на велосипедах и несложных велопоходов. Минимальное количество секций в многосекционном велорюкзаке - две. Одна представляет собой две "штанины", соединенные между собой куском материи, вторая - верхний чемодан, который на молнии пристегивается к "штанам". У этой конструкции есть ряд достоинств: во-первых, рюкзак смотрится монолитом. Это не только красиво, но и практично. Во-вторых, крепится эта конструкция удобно - одной петелькой. Ну и в третьих, удобство доставания вещей и возможность регулировать объем рюкзака путем отстегивания ненужной верхней части - остается. К недостаткам этого типа рюкзаков можно отнести то, что когда они ставятся на багажник без верхнего чемодана, то может образовываться "провис" - боковые сумки стремятся опуститься вниз, что не красиво и не очень удобно. На чемодане иногда с нижней стороны пришиваются лямки, что позволяет его носить на спине. Это удобно во время радиальных походов: взял нужные вещи, сложил в чемодан, и пошел гулять, неся его на спине. Делать это можно в основном в местности глухой, так как внешний вид конструкции получается не очень презентабельным. Еще один "секрет" двухобъемников - в перемычку между сумками можно класть длинные, но плоские вещи, так как она может выполняться "карманом".

Трехсекционные рюкзаки получили наибольшее распространение в среде многосекционных велорюкзаков. На самом деле, это не столько один велорюкзак, сколько три независимых предмета: правая сумка, левая сумка и верхний объем, он же чемодан. Этот рюкзак в особенности "дискретен" - с отдельными его частями можно ездить хоть на работу. Скажем, прицепил одну правую сумочку, сложил туда все то немногое, что нужно - и поехал.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

  • Блеклый цвет рюкзака и отсутствие светоотражающих полос. Что хорошего может сделать фирма в мелочах, если она забывает о главном - безопасности велотуриста?
  • Форма штанин рюкзака сужающаяся книзу в поперечном направлении. Для чего? Если уж и делать поперечное сечение рюкзака неравностенным, то он может расширяться книзу, но уж никак не сужаться.
  • Применение "байдарочных тканей" в широких пределах. Есть такая ткань - Теза, "бывшая совтрансавто". Непромокаемая и непробиваемая ткань. На велорюкзаке возможно наличие вставок из этой ткани для усиления ряда мест, но если вы видите "большие поля" тезы - значит, рюкзак конструировал байдарочник.

Есть еще ряд моментов, которые уже нельзя назвать столь категорично ошибками, о них - в следующем разделе.

Процесс выбора велорюкзака.

Для начала определите, что вы будете с велорюкзаком вытворять. Экстремалы должны сконцентрировать своё внимание только на монообъемниках, всем остальным подходит все многообразие продукции отечественных и импортных рюкзакостроителей. 

Окиньте рюкзак взглядом свысока на предмет наличия в нем ошибок, перечисленных раньше. Если их нет, переходим к детальному досмотру.

Никогда не берите кота в мешке - перед тем, как купить, попросите прямо в магазине велорюкзак набить, а еще лучше - закрепите его на багажнике. К сожалению, в большинстве магазинов такой возможности нет. То есть, рюкзак в набитом виде посмотреть можно, а вот прикинуть его на багажник - это вряд ли.

Если берете трехсекциноный рюкзак, обратите сначала внимание на систему креплений и на внешний вид набитого рюкзака в сборе. Рюкзак должен выглядеть изящно, сидеть на багажнике без перекосов, не быть угловатым, как бы топором рубленым. Крепления должны быть максимально простыми и удобными. Сложные системы строп, фастексов и пряжек будут вас раздражать. Ничего из вышеперечисленного не должно торчать по сторонам. Рекомендуемый объем трехсекционника от 60 до 80 литров. Меньше - мало, если же надо больше - берите однообъемный вариант. Обратите внимание на материал. Материал принципиально должен быть хорошим. Это большое отличие от пешеходного рюкзака. Все-таки, при езде на байке, нет-нет, да и заденешь какую-нибудь сосну, или попробуешь на прочность землю. Рюкзаки дачников и не велотуристов редко испытывают подобные нагрузки. Кордура - вот хорошее слово, хотя и не без недостатков: тяжела, однако! Нейлон Оксфорд - еще вариант. Много сегодня тканей хороших и разных Разные, впрочем, лучше не брать! Кроме ткани важный вопрос - нитки и молнии.

В случае однообъемных рюкзаков обратите внимание на их общий объем и на размер "ног". Если однообъемник мал - лучше его не брать, а обратить взоры на трехсекционные модели. Если у однообъемника большой верх, и коротенькие "ножки" - такой вариант брать просто нельзя.

Как паковать велорюкзак?

Мы часто говорим о том, что велорюкзак, как впрочем, и рюкзаки других типов, должны быть упакованы правильно. "Пешеходы", которые носят рюкзаки на спинах, хорошо это понимают. Стоит один раз положить банку с тушенкой так, чтобы она впивалась вам в спину, и необходимость убеждения в правильности паковки рюкзака отпадет сама собой. Спина велотуриста далеко отстоит от рюкзака, и в этой связи, многие пакуют рюкзак, как бог на душу положит. Потом возникают проблемы (перекос рюкзака, попадание его в спицы, плохая устойчивость байка на плохой дороге, ухудшение управляемости), а турист и не понимает, от чего это?

Итак, паковка велорюкзака подчиняется четырем основным правилам:

  • "ноги" велорюкзака должны быть забиты полностью, а вот верхний объем может быть и полупустым;
  • центр тяжести загруженного рюкзака должен быть примерно посередине, иначе рюкзак будет стараться сползти;
  • центр тяжести рюкзака должен быть как можно ниже;
  • из рюкзака не должно ничего торчать по сторонам.

Ну и конечно, пакуя рюкзак, неплохо подумать о том, что из вещей и когда понадобится, чтобы не положить нужную вещь на самое дно, где ее будет не достать.

Рассмотрим все правила по порядку.

"Ноги" рюкзака должны быть забиты полностью, быть упругими и толстенькими. Почему? Сразу по нескольким причинам: туго набитые лапы сильнее прижимаются к багажнику сами, но в то же время сохраняют форму. Полунабитые лапы могут "обтекать" стойки багажника и попадать в спицы, а это неприятно. Полностью набитые лапы стоят монолитом и в спицы никогда не попадут. Сделаю свои намеки более прозрачными: если вы купили велорюкзак, который попадает в спицы - не торопитесь говорить гадости про его производителя. Скорее всего, вы просто пакуете его так, что никакие крепления не помогут. Некоторые производители "идут на поводу" у людей плохо пакующих рюкзаки и ставят дополнительно пластиковые усиления. Получается жесткая внутренняя стенка, которая позволяет не думать о том, что рюкзак может попасть в спицы. Хорошо это или плохо? Ответ - да то есть, это и хорошо и плохо. Плохо потому, что рюкзак становится тяжелее, дороже, объемнее при хранении. Таким образом, у вас есть дилемма: либо паковать рюкзак применяя голову, либо возить с собой ненужные детали. Я рекомендую - первый вариант. Делов то: сначала полностью забейте лапы рюкзака так, чтобы там не оставалось свободных полостей, а затем переходите к верхнему объему. Все очень просто. Интересно отметить, что если вы берете трехсекционник в расчете на то, что будете ездить с ним, скажем, на работу, то есть в режиме, когда даже одна сумочка не заполнена, то пластиковые вставки вам будут полезны. Пластик будет препятствовать попаданию в спицы даже пустой сумки.

Третье правило (центр тяжести рюкзака должен быть как можно ниже) заметно помогает управлять велосипедом, более того, это можно ощутить даже на асфальте. Один раз в Угличе мои друзья подшутили надо мной. Пока я осматривал музей, они положили мне в рюкзак, на самый верх, бревно - березовый срез весом килограмм на 8. Поехали дальше я ничего не понимаю! Делаю небольшой маневр, например, объезжаю яму в асфальте, а меня довольно сильно поводит. Только приехав на стоянку, я понял, в чем было дело. Лежащий вверху срез создавал большой опрокидывающий момент. Когда же едешь по плохой дороге, то ситуация становится еще чувствительнее. Чем больше приходится маневрировать, тем важнее иметь центр тяжести рюкзака как можно ниже.

Упаковать рюкзак так, чтобы центр тяжести был внизу - просто. Запихивайте в лапы (боковые сумки) вниз сначала самое тяжелое, что есть: банки тушенки, колышки от палатки, и все получится само.

Наконец, из рюкзака ничего не должно торчать по сторонам. Это важно по двум причинам: во-первых, торчащие предметы любят задевать за что ни попадя: за машины, людей, деревья. Не всегда это весело и безобидно - можно зацепившись хорошо полететь. Кроме этого, известно, что куда бы велотурист не ехал, это все будет против ветра. Торчащие предметы увеличивают ветровое сопротивление, что тоже не очень приятно.

В заключении скажу, что как бы вы не пытались упаковать нужные вещи так, чтобы они были относительно доступными, все равно, что-нибудь из них окажется на дне, и рюкзак в середине дня придется распотрошить. Разумеется, делать это придется под дождем. Дам еще намек: никогда не храните паспорт в рюкзаке. Часто именно для предъявления этого документа, который утверждает, что вы - не верблюд, и приходится перелопачивать горы вещей.


Возврат к списку

osamarket.ru